Котлогазсервис и различие геодезии на бумаге и в реальности

15 октября 2017

Здравствуйте уважаемые коллеги. В работе ГНБ существует много сложностей и препятствий: неадекватные запросы заказчиков, буровая установка выходит из строя, помехи, сложные переходы под землей, мало работающие батарейки и аккумуляторы, перебои с водой и многие другие ситуации. Но одной из самых распространенных проблем является геодезия — когда на бумаге пишут всё отлично: грунт — глина, но в действительности наоборот: камни, железобетон, каменистый грунт, болото. Такие ситуации были у каждого бурильщика в работе, когда от всего ждёшь подвоха, но уж точно не от грунта. Команда получает бумаги по геодезии, разрешили бурить, а там каменистый грунт. С различиями в грунте на бумаге и в реальности столкнулась компания «Котлогазсервис».

Знакомство

БурТур продолжается. В марте я приехал знакомиться с опытом наших хороших клиентов «Котлогазсервис». Лично познакомился с замечательными ребятами: Александр и Иван — директоры, Денис — локаторщик, Илья — машинист установки ГНБ, Виктор — помощник.

Компания «Котлогазсервис» относительно молодая, работают с 2011 года. Зато объехали пол-России и пол-Казахстана. Начинали с небольшой установки Vermeer D24X40 II series, а через два года купили установку класса миди, Vermeer D130X150 VBM II series. С установками были поставлены лучшие на тот момент локации F2 и F5.

Денис Криков – локаторщик

Денис — локаторщик. Он в ГНБ с 2007 года, начинал с Марка третьего, сейчас играючи работает со всеми видами локации. Один из первых в России, кто испытывал новую локацию Falcon F5 от DigiTrak. Так же хорошо разбирается и в технике.

Илья машинист установки

Илья машинист установки.

Виктор помощник.

И Виктор помощник.

День начался со звонка Дениса, у них сгорел зонд от F5 локации. Привез им новый двухчастотный зонд на объект, в Чебакруль, это 90 км от Челябинска. Парни собирались выдвигаться на прокол под футляры для оптического кабеля связи, 2Х63. Длина 180 метров и необходимая глубина, которую дали РЖД, 6 метров. А кабель тянули для птицефабрики, «устранение цифрового неравенства» по государственной программе.

Футляры под кабель ГНБ

Загрузили футляры под кабель и поехали на объект.

Подготовка к проколу

Выгрузили установку Vermeer D24X40

Выгрузили установку, Илья машинист машины ГНБ и Виктор, помощник локаторщика и машиниста.

Vermeer D24X40

Стоит отметить отличное состояние машины. Установка Vermeer D24X40 II series, после косметического ремонта, технически как новая.

Блокнот для записи данных прокола ГНБ

Денис перед началом прокола записывает данные: дата, координаты, что тянут, длина прокола.

Сушка стелек

Промокли ноги в полевых условиях? Не беда, машину ГНБ можно использовать, как сушку для стелек ;-)

GP

Денис меняет батареи в зонде перед началом прокола. Использует батарейки GP. Как говорит Денис, остальные марки батарей годятся только для настенных часов, но точно не для зонда. По его опыту, за последние годы, очень много стало подделок. Закупали Energizer, DURACELL, VARTA (по цене дорого), Eneloop и другие бренды. Но батареек либо не хватало надолго под землей, либо при работе (когда возрастает вибрация) просто моментально садились. GP наиболее выгодные, хотя бы работают.

Зонд в изоленте

Загружаем излучатель FX 12/19. Часто работники ГНБ перед закладкой зонда в пилот, обматывают изолентой корпус зонда. Делают специально для уменьшения биения зонда в буровой голове при работах (не совсем корректно при открытых щелях буровой головки!).

Тосол для пролива установки

В зимний период используют вместо воды тосол для пролива установки.

LWD (Log-While-Drilling DataLog System)

Отмечаем нулевую штангу, через программу LWD (Log-While-Drilling DataLog System). Эта программа для передачи данных с локации F5 или Eclipse на ноутбук через «блютуз» для последующего анализа. LWD сохраняет параметры бурения: длину, углы наклона, передвижение локатора, в том числе пишет давление раствора в скважине, тяговое усилие на трубе.

Программа LWD удобна для всех локаторщиков! Идёт в комплекте, при покупке локационной системы, на флешке. Ее можно скачать у официальных дилеров на сайте: www.digitrak.com/customerservice/lwd-drivers

Инструкция к программе LWD для локаци DigiTrak F5 на русском: http://digital-control.com/support/Manuals/Datalog/DataLog-LWD%20F5-Eclipse%20OM%20-%20Russian.pdf

Первый прокол

Подготовка к проколу была завершена. Как было изначально сказано, вроде ничего сложного, просто пройти под ЖД. Геодезисты сказали, всё нормально, там «лёгкий грунт».

Первый раз углубились на 3 метра, всего длина 7 метров, что то начало бить штангу. Ну мало ли, просто такой небольшой участок. Вышли. Начали прокол чуть по другой траектории. Тоже самое — пилот упирается в скалу.

Меняем местоположение установки чуть дальше от начального места прокола.

Забавно было, что помимо того, что геодезисты не оправдали свои слова, так ещё и подошли работники РЖД, спросили есть ли разрешение на проведение буровых работ. Похожи были на ДПС, только в оранжевых безрукавках. Конечно разрешение было. Видимо парни в оранжевом надеялись что его нет, что получится «докопаться». Это им не удалось. После интересного разговора с работниками РЖД прокол продолжился.

Буровая голова

Спустя полчаса решили снова установку переставить.

— Когда сильные помехи или пропал сигнал, как ориентируешься, вслепую идёшь? — спросил я у Дениса, пока шел прокол.

— Только спрашивать у машиниста. Потому что в этом случае только он сможет почувствовать, что там было. Мы же не будем знать что там под землёй: вверх пилот ушёл или вниз, вправо или влево. Просто если идёт оно мягко, да и ладно. Если малость уйдёт с траектории это ничего страшного. Главное чтобы это не была «самотечка» (канализация), потому что там очень важен угол наклона и траектория. Потом, когда уже вышел из зоны помех, ну и правь ты её дальше по нужной траектории.

Четвертая попытка

Во второй половине рабочего дня прошли 10 метров на глубине 2-х метров. И опять упёрлись в каменистый грунт. Снова переставились.

Место на земле, где делали прокол, было похоже как после бомбёжки — всё в отверстиях от пилота.

Земля после проколов

Снова переместили установку. Земля вся истыкана попытками прокола.

Были попытки на 6, 5, 4, 3, 2 метра глубины. Решили последний раз попробовать на метре.

Спиливаем ветки, чтобы не поцарапать кузов установки

Чтобы не поцарапать кузов установки ГНБ, аккуратно пилой убрали ветки.

Попытка прокола

Очередная попытка сделать прокол.

Помогатор

Локатор и «помогатор» :-)

Завершение дня и прокола

Завершение прокола и рабочего дня

Под вечер малость притомились и замёрзли.

Одним из важных аспектов явилось то, что команда не просто старалась, но они работали на износ. Грунт был просто ужасный: глина вперемешку с камнем. Трасса прокола находилась далеко от проезжей части и камазу было нелегко проехать, так в добавок ещё и снега по колено, мороз. Начали работать в 11 утра и закончили только в 11 часу вечера. Без обеда и почти без перерыва.

Сброс давления воды в баке

Сброс давления воды в баке. Пора домой.

После тщетных попыток сделать прокол решили не продолжать. Зато техника жива. В заключении скажу, что команда работала собрано, и перед каждым проколом всё взвешивала. И оценила ситуацию мудро. Нет смысла гробить машину, ради одного участка. И, как и многое в нашей замечательной стране, если на бумаге написано одно, то не факт, что это в действительности. Обидно за «безрукость» проектировщиков!

Смотрите другие статьи

Материал можно копировать и использовать на своих сайтах.
Обязательно указывайте активную ссылку на страницу источник с нашего сайта.


Наверх