Причины неправильного отображения местоположения зонда на локаторе. Метод проверки локации в полевых условиях

16 января 2018

Добрый день, уважаемые коллеги. Корректное отображение местоположения зонда на дисплее локации — это один из важнейших показателей на протяжении всей трассы прокола. В этой статье расскажу о причинах неправильного отображения местоположения излучателя и уровня наклона. Детально опишу, как проверить локацию в полевых условиях.

Бур тур продолжается в сторону Сибири. Встретился с нашими хорошими клиентами ООО «Трубопласт», город Омск. Александр Анатольевич генеральный директор, Евгений локаторщик, Андрей Николаевич главный инженер. При встрече наглядно был проверен метод контроля балансировки антенн на примере локационной системы ECLIPSE.

Проверка сигнала

При общении, у Евгения ко мне возник вопрос. «Подскажи, вот на объекте уже делаем четвертый прокол, но на некоторых участках трассы местоположение излучателя показывает неправильно — „шарик уходит в сторону“. Хотя по факту пилот движется прямо. Что это может быть?»

Я ответил, что это возможно пассивные помехи, либо разбалансировка антенн. Но это легко проверить.

Первая причина — пассивные помехи

Как известно, одна из причин неправильного отображения местоположения излучателя на локаторе это быть пассивные помехи: железобетон, железные трубопроводы, колодцы. При сильном источнике пассивных помех происходит искажение магнитного поля излучателя, в результате появляется погрешность в показаниях его местоположения на дисплее. Как говорят — «Начинаем идти вслепую!»

Видео-инструкция, как проходить трассу с пассивными помехами. На английском языке.

Вторая причина — активные помехи

Активные помехи: ЛЭП, радиоаппаратура: спутниковые тарелки, трансформаторные будки, движущиеся составы поездов или трамваев. Уровень активных помех также легко увидеть на дисплее локатора, когда показания отличаются от нулевых при выключенном излучателе. Т.е., перед проколом необходимо включить локатор (излучатель выключен) и посмотреть уровень помех на трассе будущего прокола. В идеале на дисплее должны быть показания от 0 до 100 единиц. Если уровень помех выше, то погрешность местоположения излучателя пропорционально увеличивается и возможна потеря данных от излучателя на дисплее.

Уровень сигнала Eclipse

Таблица стандартных уровней сигнала, которые должен отображать локатор при включенном излучателе на расстоянии трех метров (калибровка).

Излучатель Уровень сигнала Излучатель Уровень сигнала
DT/жёлтый 560 CDT/белый 300
DX/красный 620 CDX/коричневый 400
ET/чёрный 570 86BH черный два-три горизонтальных сегмента на дисплее SubSite750 – усиление
EDF/лавандовый 570 LT/зелёный 570
EXL/серый 650 ST/салатовый 570
FX12/серый 570 5XD19/12/морская волна 570
FX12/19 570 5XD12/1,3/морская волна 540-570

Если показания излучателя на локаторе значительно отличаются в большую сторону, значит уровень активных помех слишком высок. В данном случае необходимо использовать другую частоту, либо усиленный (глубинный) излучатель.

Рекомендация: всегда перед началом прокола проходить всю трассу бурения с локатором, измеряя уровень помех. В зависимости от параметров вашей локации, выбирать оптимальную частоту, на которой помехи меньше!

Для лучшего понимания рекомендую прочитать статью, как иследовать трассу на наличие помех и выбрать оптимальную частоты.

Третья причина — неисправная антенна локатора

Есть еще одна причина, по которой неверно передается местоположение излучателя это возможная неисправность антенн локатора, так называемая «разбалансировка антенн». При долгой эксплуатации, падении (даже с небольшой высоты), механическом повреждении локатора возможно повреждение антенн, в результате которого передаётся неверное местоположение излучателя.

Проверка неисправности антенны локатора

Неисправность антенны можно проверить даже в полевых условиях. Для этого выбираем место, где минимальное количество внешних помех. Запускаем локатор и зонд. Фиксируем на локаторе переднюю точку местоположения FLP (находится впереди излучателя) и заднюю точку RLP (находится сзади излучателя), примерно на высоте 0,5 метра над зондом, чтобы не было перегрузки локатора (показания меньше 999).

Примечание: Чем выше расположен локатор, тем больше будет расстояние между FLP и RLP.

В любой из точек локации строим под локатором условную вертикальную ось, по центру антенн (середина передней части основания локатора) и вращаем локатор на 360 градусов.

Cтроим под локатором условную вертикальную ось

Нашли точку RLP.

Вращаем локатор Eclipse над найденной точкой

Вращаем локатор над найденной точкой.

Если разбалансировка антенн отсутствует, то шарик остаётся на месте, по центру. Ваш локатор исправен.

«Шарик» остается на месте дисплея

«Шарик» остается на месте.

В случае разбалансировки антенн местоположение шарика на локаторе уходит в сторону, «плавает».

Все проверили, а заодно произвели калибровку локации :)

Калибровка локации Eclipse

В результате проверки локации разбалансировка антенн не проявилась. Главной причиной отклонения местоположения излучателя здесь являются внешние помехи. Евгений данному результату обрадовался. т.к. ремонт локации не требуется. Поблагодарил за развёрнутый ответ.

В заключении хотелось бы добавить, что вообще-то причин некорректных показаний местоположения зонда может быть много, но в первую очередь проверяйте помехи, затем балансировку антенн и только потом ищите внешнюю причину.

Трубопласт ГНБ

Смотрите другие статьи

Материал можно копировать и использовать на своих сайтах.
Обязательно указывайте активную ссылку на страницу источник с нашего сайта.


Наверх